Ларина Ирина Викторовна

Интернет-урок по теме: "На рубеже веков. Начало правления Петра I"

"За дело, с Богом!"

Из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит Петр.

Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движения быстры.

Он прекрасен. Он весь, как Божия гроза.

А.С. Пушкин 

Цели урока:

1. Образовательная - дать информацию учащимся о детстве, юности и начале царствования Петра I.

2. Развивающая - продолжить формировать умения учащихся находить причинно-следственные связи; анализировать и обобщать исторические явления.

3. Воспитательная - раскрыть характерные особенности личности Петра I, как человека, государственного деятеля, реформатора. Воспитывать чувство гордости своей страны.

Основные понятия: регентство, стрельцы Лавра.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания Интерактивный тест "Предпосылки петровских реформ" 1. Почему Россия отставала от стран Западной Европы?

2. В чем Россия отставала от стран Западной Европы?

3. Приведите примеры усиления иноземного влияния в России в XVII веке. Почему можно охарактеризовать это усиление, как предпосылку дальнейших реформ?

4. Сравните реформаторские проекты А.Л. Ордин-Нащокина и В.В. Голицына. 

2. Изучение нового материала

 

Детство царя. Двоецарствие

Иллюстративный ряд:

Царь Алексей Михайлович - царица Наталья Кирилловна Нарышкина

Милославская Мария Ильинична - первая жена Алексея Михайловича

Царевич Петр I

Царевна Софья

Царевич Федор

Царевич Иван

 

1. Охарактеризуйте особенности воспитания и формирования личности Петра I.

2. Почему Петр был объявлен царем, минуя старшего брата Ивана, в 1682 году?

 

 

Петр в Преображенском

1. Какой образ жизни вел Петр в Преображенском?

2. Основой  каких регулярных воинских соединений стали "потешные" полки Петра?

 

Стрелецкий бунт 1682 года

Правление Софьи

1. Каковы причины Стрелецкого бунта 1682 года? Какие цели преследовали стрельцы? Какие цели - царевна Софья? Какие - Милославские?

2. Чем можно объяснить свержение Софьи в 1689 году?

Начало царствования Петра 1. В какой обстановке началось самостоятельное правление Петра?
Азовские походы

 

 

Карта

1. Какие цели преследовала Россия в Азовских походах?

2. Какой опыт извлек Петр из Азовских походов?

Работа с картой:

Найти и показать крепость Азов в устье Дона;

Почему России был нужен  Азов? Решал ли он вопрос о выходе к морю на юге?

Великое посольство

Карта

1. Охарактеризуйте цели Великого посольства в Европе? Что удалось и что не удалось реализовать? Почему?

2. Что заставило Петра в 1698 году прервать свою поездку и срочно вернуться в Москву?

Работа с картой:

Отметить маршрут путешествия Петра и посольства по Западной Европе.

Какие страны не посетило? Почему?

3. Домашнее задание 1. По итогам работы на уроке в творческой форме подготовьте сообщения, презентации, доклад, газету, макет и др. материалы к участию в конференции по следующим темам:

"Детство и юность Петра I"; "Правление Петра I"; "Сподвижники Петра I"; "Азовские походы"; "Великое посольство в Западную Европу"; "Царевна Софья".

2. Ответьте на вопросы рефлексии:

- Понравилось ли вам проведение урока в такой форме?

- В чем преимущество таких уроков перед традиционной формой проведения?

- Какие сложности возникли в ходе урока и подготовки домашнего задания?

- Какие практические навыки для успешной работы на уроке в такой форме вам хотелось бы приобрести?

3. Ответы на вопросы рефлексии отправьте по адресу larinaIV@yandex.ru. Тема "Интернет-урок"

© Ларина Ирина Викторовна 2009 г.

Используются технологии uCoz